НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 08.03.01 «СТРОИТЕЛЬСТВО»

Сегодня в России наблюдается стремительное развитие строительной отрасли. Современные города, от небольших до крупных мегаполисов, постоянно развиваются, строятся новые жилые дома, различные торговые центры, развлекательные комплексы, учреждения культуры, офисные здания. Застраиваются новыми домами старые районы, реконструируются различные памятники архитектуры. Поэтому вполне закономерно, что профессии связанные со строительством имеют высокую занятость.
Спрос растет на специалистов из всех областей строительства: производство работ, управление проектами, проектирование и прочее. Востребованы работники как «стороной заказчика», так и «стороной подрядчика».

Профиль «Проектирование изданий»

Бакалавр-инженер профиля «Проектирование зданий» (Проектировщик)
Профиль ПЗ является актуальным и постоянно востребованным: именно проектировщик формирует среду городов и населенных пунктов. Выпускник должен уметь эффективно использовать материалы, конструкции, инженерные системы при разработке архитектурно-градостроительных решений и проводить исследования, связанные с поиском совершенствования композиционно-художественных, экологических, технологических и иных качеств архитектурной среды.
Бакалавр-инженер профиля ПЗ (Проектировщик) - это уникальная профессия. Это специалист, с одной стороны, знающий теорию архитектуры, базовые элементы, архитектурные приёмы, а с другой - тесно связанный с профессиями конструктора, строителя, т.е. сугубо техническими специальностями, что очень важно для согласования архитектурных и конструкторских разделов проекта. Кро¬ме этого в данном профиле заложено более глубокое изучение функциональных связей в зданиях с физико-техническими основами проектирования (тепловая защита зданий, расчет освещенности, звукоизоляции и т.п.).
Выпускники после окончания вуза могут выбрать несколько направлений своей дальнейшей трудовой деятельности: деятельность в проектных организациях, архитектурных фирмах и творческих мастерских научно-исследовательских организациях.
Виды профессиональной деятельности. Выпускники данного профиля могут работать в организациях, занимающихся проектированием и реставрацией зданий и сооружений; в управлениях архитектуры города и области; в фирмах и творческих архитектурных мастерских по проектированию дизайна, генплана, городских коммуникаций; в организациях, занимающихся вопросами градостроительства.
Содержание деятельности
Проектировщик – это специалист в сфере строительства, осуществляющий полный комплекс работ по проектированию зданий и сооружений.
В основные обязанности проектировщика входит:
• предпроектное обследование объектов, анализ исходных данных и технических условий для проектирования;
• разработка отдельных разделов проекта;
• проектирование систем для объектов различного функционального назначения: промышленных, торговых комплексов, многофункциональных офисных комплексов и др.;
• проектирование различных производственных и специальных объектов (заводы, дома, детские сады, школы, транспортные сооружения и т.д.);
• анализ, формирование заключений, составление технических заданий, технических отчетов и предложений по оптимизации проектных решений;
• осуществление реконструкции действующих предприятий;
• расчет конструкций зданий и сооружений;
• выполнение чертежей и спецификаций;
• проверка и контроль документации на соответствие качеству проектных решений и действующих нормам проектирования;
• подготовка комплекта проектной документации к прохождению регламента и экспертизы;
• согласование проектной документации с Заказчиком и надзорными органами;
• организация и координация процесса проектирования инженерных систем по электроснабжению и электроосвещению;
• подбор оборудования;
• проведение патентных исследований с целью обеспечения патентной чистоты новых проектных решений;
• осуществление авторского надзора за строительством;
• составление заявок на изобретения.
Требования к знаниям и умениям проектировщика
Для успешного освоения профессии проектировщика необходимы знания по математике, физике, начертательной геометрии, черчению, проектированию
• основы архитектуры, ее виды;
• системы и методы проектирования;
• принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
• оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент, технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
• стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
• конструктивные особенности разрабатываемых и используемых технических средств, материалов и их свойства;
• технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
• средства автоматизации проектирования;
• порядок и методы проведения патентных исследований;
• основы изобретательства;
• основы технической эстетики и художественного конструирования;
• основы систем автоматизированного проектирования;
• передовой отечественный и зарубежный опыт конструирования аналогичной продукции;
• основы экономики;
• виды и свойства строительных материалов и конструкций,
• требования охраны окружающей среды,
• стандарты и технические условия разработки и оформления проектно-сметной документации,
• технологии строительства и эксплуатации объектов.
Проектировщик должен уметь:
• пользоваться современными средствами вычислительной техники, коммуникаций и связи;
• выполнять чертежи;
• работать с компьютерными программами, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX),
• работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.),
• разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования,
• проводить технические расчеты при конструировании;
• использовать в работе новейшие математические методы исследований;
• работать с технической документацией, читать строительные и технологические чертежи, понимать электрические схемы, систематизировать технический материал
• подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.
Применить свои знания проектировщики могут в:
• государственных и частных строительных и ремонтно-строительных организациях;
• научно-исследовательских институтах;
• проектных организациях;
• архитектурных бюро;
• конструкторские бюро при министерствах и ведомствах,
• архитектурные подразделения на промышленных предприятиях,
• архитектурные памятники,
• компании, занимающиеся ландшафтным дизайном и ремонтом.
• образовательных организациях среднего профессионального и высшего профессионального образования;
• компаниях по продажам, проектированию, монтажу и сервисному обслуживанию инженерных систем (промышленной вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения, комплексной автоматизации и пр.);
• инжиниринговых компаниях, занимающихся научно-прикладными исследованиями, разработками новейших технологий, производством промышленного оборудования и техники и пр.
Перспективы карьерного роста
Освоение смежных областей проектировщик может осваивать смежные специализации, такие как: архитектор, дизайнер, производитель работ (прораб), инженер-строитель, инженер-конструктор.
Организация собственного дела, управленческая карьера. В данном случае человек может начать руководить группой архитекторов, вести проекты по разработке, возглавить компанию, архитектурное бюро и т.п. В случае данного направления карьерного роста рекомендуется развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как: предприниматель, менеджер проекта.
Научная карьера Профессия проектировщика может предполагать научный путь развития. В данном случае человек может заниматься научной деятельностью в области архитектуры, погрузиться в изучение истории архитектуры, реставрацию, теорию градостроительства и т.п.

Архитектор
Архитектор (в переводе с греческого – главный строитель, зодчий) – профессия ответственная, в полном смысле этого слова. От работы архитектора зависит многое: в каких домах будут жить люди, как будут построены города, правильно ли будут проложены дороги, как будут выглядеть квартиры и помещения для работы. Есть мнения, что в профессии архитектора больше ответственности, чем в профессии медика, ведь ошибки архитектора будут видны другим людям даже спустя много лет. Неслучайно в древние времена именно архитектор стоял под вновь возведенным мостом, когда проходили испытания его прочности. Ведь от его работы зависело, насколько будет пригодно к использованию это сооружение, и он отвечал за это «головой». Но, с другой стороны, за этой ответственностью кроется интересная и увлекательная по содержанию деятельность архитектора, дающая колоссальные возможности оставить свой след в истории конкретного города, дома или здания, создать шедевр архитектурного творчества, воссоздать какую-либо архитектурную реликвию.
Если в древности архитектор был главным строителем и отвечал за весь процесс постройки, то со временем неизбежная специализация в строительном деле привела к тому, что архитектор стал заниматься только начальной стадией строительной технологической цепочки. Современный архитектор разрабатывает проекты здания в виде чертежей или макета, по которым конструктор выполняет расчеты, а прораб осуществляет строительство. От архитектора зависит идея и концепция возводимого объекта, поэтому профессия архитектора – это еще и творческая профессия, требующая как развитой фантазии и образного мышления, так и кропотливого труда. Ведущая деятельность архитектора – создание художественного образа и воплощение его на ватмане или в компьютерной программе. Это может быть городская застройка, промышленное здание, мост, ландшафт, дорога и т.д. Также архитекторы переводят пожелания заказчиков в реальные и технически выполнимые требования, и продуманные принципы реализации этих требований.
Архитектора называют технологом окружающей среды. Ведь основной задачей архитектора является разработка новых и оптимизации существующих планировочных решений окружающей среды, необходимых для нормального функционирования человека – начиная от квартиры и заканчивая целым городом.
Основными видами деятельности для архитектора являются:
•Разработка макетов и планов населенных пунктов, районная и квартальная планировка городов;
•Подбор конструкции и материалов по специальным альбомам для строительства, чтобы были соблюдены все размеры, привязки, расчеты и при этом не пострадал бы художественный замысел архитектора;
•Проектирование жилых, общественных и промышленных объектов (заводы, дома, детские сады, школы и т.д.);
•Реконструкция, реставрация старых городов, памятников архитектуры;
•Организация ландшафта (создание парков, скверов, зон отдыха, детских и спортивных площадок, автомобильных стоянок и т.п.)
•Проектирование железных, автомобильных дорог и трасс, пешеходных дорог;
•Создание малых архитектурных форм (скамьи, беседки, игровые площадки, урны, фонтаны, декоративные элементы-стеллы);
•Разработка проектов промышленных предприятий;
•Дизайн интерьеров жилых, общественных и общественных сооружения, организация внутреннего пространства;
•Колористика и разработка решений цветовой организации ландшафта и объектов в зависимости от функциональных, климатических, исторических и культурных особенностей.
Архитекторы, наряду с собственно проектированием, могут осуществлять авторский контроль над ведением строительных и отделочных работ, заниматься подбором строительных и отделочных материалов, мебели, техники, расчетом работ, составлением смет. В некоторых случаях архитекторы непосредственно занимаются согласованием и утверждением проектов в специальных органах, курирующих ведение строительства. Прежде всего, это касается случаев работы с объектами, признанными архитектурными памятниками.
Для успешного освоения профессии архитектора необходимы знания по математике (начертательной геометрии), черчению, информатике, проектированию.
Квалифицированный архитектор знает:
•черчение, изобразительное искусство,
•нормативные требования строительства и разработки,
•основы архитектуры и проектирования,
•методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов,
•технические, художественные, экологические и другие требования для проектируемых объектов,
•специфику условий реализации проектов, а также передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства,
•виды и свойства строительных материалов и конструкций,
•требования охраны окружающей среды,
•стандарты и технические условия разработки и оформления проектно-сметной документации,
•технологии строительства и эксплуатации объектов.
Квалифицированный архитектор умеет:
•выполнять чертежи, рисовать,
•работать с компьютерными программами, позволяющих осуществлять трехмерное проектирование объектов (например, AutoCAD и 3D Studio MAX),
•работать с программами, позволяющими работать с двухмерной графикой (CorelDraw, PhotoShop и пр.),
•разрабатывать архитектурно-строительную часть проектов на основе архитектурной науки, градостроительства и практики использования средств автоматизации и проектирования,
•подготавливать технические задания на разработку проекта, осуществлять авторский надзор за строительством проектируемых объектов и т.п.
Специалисты с профессией архитектора могут работать в таких организациях и сферах, как:
•научно-исследовательские институты и учреждения,
•проектные институты,
•архитектурные мастерские,
•конструкторские бюро при министерствах и ведомствах,
•архитектурные подразделения на промышленных предприятиях,
•архитектурные памятники,
•компании, занимающиеся ландшафтным дизайном и ремонтом.
Архитекторы могут работать в качестве градостроителя, дизайнера, а также реставратора, заниматься частной архитектурной практикой.
Архитекторы могут проходить следующий профессиональный путь: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет. Архитектор III категории: высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях. Архитектор II категории: высшее профессиональное образование и стаж работы на архитектурных должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 2 лет. Архитектор I категории: высшее профессиональное образование и стаж работы в должности архитектора II категории не менее 2 лет.
Профессия архитектора может предполагать научный путь развития. В данном случае человек может заниматься научной деятельностью в области архитектуры, погрузиться в изучение истории архитектуры, реставрацию, теорию градостроительства и т.п.

Дизайнер архитектурной среды
В профессии дизайнера совмещается хороший художественный вкус, техническая подготовка и знание специальных программ, художественные способности и высокая эрудированность. В этой профессии могут совмещаться функции архитектора, художника, копирайтера, полиграфиста и т.п. И особую значимость в профессии дизайнера приобретает стремление к постоянному обучению, развитию, освоению новых знаний и умений. Ведь эта профессия развивается достаточно быстро, и многие элементы дизайна устаревают «на глазах». Поэтому здесь всегда требуется поиск новых решений, которые можно найти как в прошлом искусства и культуры, так и новых тенденциях современности.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров является предметно-пространственная среда обитания человека с ее компонентами (пространства городов и поселений с включенными в них архитектурными и дизайнерскими объектами и инженерными сооружениями, ландшафтно-рекреационных комплексов с их оборудованием и природным наполнением, интерьеры зданий и сооружений с их оборудованием), оснащенная в соответствии с функционально-техническими и эстетическими требованиями необходимыми дизайнерскими средствами и системами (акустика, колористика, освещение, температурно-влажностный режим, информация, объекты дизайна); специализированные функционально-художественные комплексы оснащения природной, городской и интерьерной среды (информационные, коммуникационные, бытового комфорта), экспозиционные объекты различной значимости и типа, а также цифровые, вербальные, графические, объемные и другие модели этих объектов, необходимые для поиска методик и средств устойчивого развития среды.
Дизайнеры по интерьеру занимаются оформлением жилых и офисных помещений, проектированием пространства. Они же подбирают наилучшее расположения мебели в доме или рабочем помещении, формируют сочетание цветовой гаммы в помещении, подбирают предметы украшения и т.п. Работа дизайнера часто включает в себя и технологическую составляющую деятельности: необходимо не только создать дизайн, но и провести переговоры с заказчиками по согласованию макетов, разработать эскизы, формы и чертежи, определить все тонкости технологии создания будущих изделий.
В этом и заключается искусство и интерес профессии дизайнера – уметь творить не только красивые, но и практичные, востребованные вещи.
Квалифицированный дизайнер знает:
• основные гуманитарные предметы (русский, литературу, обществознание, историю),
• основы композиции, рисунка, скульптуры,
• маркетинг, брендинг, основы психологического цветового воздействия,
• основы типографики и подготовки макетов,
• актуальные тенденции в искусстве и т.п.
Квалифицированный дизайнер умеет:
• рисовать, выполнять чертежи,
• работать с растровыми и векторными графическими редакторами (Photoshop, Illustrator, CorelDraw),
• Выдвигать архитектурно-дизайнерские идеи по формированию среды городов и населенных пунктов, интерьера помещений, природных комплексов
• Создавать архитектурно-дизайнерские проекты экстерьера и интерьера жилых, общественных и производственных зданий, пространства городов и поселений (включая площади, дворы домов, пешеходные тротуары, дороги), садово-парковых ансамблей
• Разрабатывать различные варианты цвето-световой среды города, архитектурной подсветки зданий и сооружений
• Выбирать наиболее эффективные с точки зрения дизайна, комфорта и безопасности строительные материалы и конструкции
• Проводить экономическую оценку и контролировать стоимость проектных решений
• Согласовывать проект с государственными инстанциями и заказчиками
• Осуществлять авторский контроль при реализации проекта
• Выполнять проекты по дизайну и реставрации исторической среды
• При реставрационных работах грамотно совмещать исторические и современные материалы
• Разрабатывать по индивидуальным заказам эксклюзивную мебель, в том числе уличную мебель
Занимаемые должности и карьерный рост выпускника
Практическая деятельность:
• дизайнер-проектировщик, ведущий дизайнер,
• руководитель группы дизайнеров, главный дизайнер проектов,
• главный дизайнер мастерской,
• главный художник города.
Педагогическая деятельность:
• ассистент, старший преподаватель, доцент.
Также дизайнеры могут заниматься собственным делом и работать на себя в режиме «фриланса».
Профессия дизайнера предполагает индивидуальный путь развития каждого специалиста. Это происходит из-за множества вариантов применения профессии на рынке труда, и, как следствие, освоения каждым человеком собственных уникальных методов и умений работы.

Могут работать по профессии «Инженер-строитель», «Производитель работ (прораб)»